Функции полимодальных структур в поэзии В. Маяковского

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.138.80
Выпуск: № 12 (138), 2023
Предложена:
13.11.2023
Принята:
14.12.2023
Опубликована:
18.12.2023
315
3
XML
PDF

Аннотация

В статье анализируются семантические и стилистические функции модальности в стихотворениях Владимира Маяковского. Актуальность работы обусловлена повышенным интересом лингвистов к манифестации средств модальности в художественном тексте. Материалом исследования послужили тексты стихотворений Владимира Маяковского. Модальность поэтического текста Маяковского может быть объективной, если выражает отношение содержания предложения к действительности в плане реальности или ирреальности, и субъективной, если выражает добавочное значение, т.е. отношение говорящего к сообщаемому. Глаголы изъявительного наклонения во всех формах времени выражают в лирике поэта действие как реально протекающее по отношению к высказыванию, а глаголы сослагательного и повелительного наклонения с интонацией восклицания выражают действие, которое мыслится как ирреальное. Результаты исследования показали, что объективная модальность в произведениях Маяковского выражается категорией наклонения, категорией времени, интонацией вопроса, а субъективная модальность – порядком слов, интонацией восклицания, уверенности, сомнения, удивления, иронии и т.д., модальными словами, модальными частицами, междометиями, лексическим повтором, вводными словами и словосочетаниями, обращением. В произведениях Маяковского разные типы модальности создаются при помощи всех особенностей грамматической организации поэтического дискурса, потому что грамматика также формирует полимодальные структуры. Модусным лейтмотивом поэзии Маяковского являются антитетичная субъектная оппозиция я – они и особенности построения предикативных структур с глаголами, выполняющими различные модальные функции: восклицания, радости, призыва, сожаления, удивления, прославления, уверенности, неуверенности, иронии, проклятия.

1. Введение

Модальность как грамматико-семантическая категория, выражающая отношение говорящего к содержанию высказывания, его оценку отношения сообщаемого к объективной действительности, может быть объективной, если выражает отношение содержания предложения к действительности в плане реальности или ирреальности, или субъективной, если передает отношение говорящего к высказываемому, то есть выражает добавочное значение

,
,
. Грамматическими средствами выражения объективной модальности являются категория наклонения, времени и различные типы интонации (сообщения, вопроса и т.д.). Субъективная модальность эксплицируется при помощи порядка слов и интонации, модальных слов, модальных частиц, междометий, лексического повтора, вводных слов и словосочетаний. Посредством модальных слов говорящий оценивает свое отношение к содержанию предложения в целом или к отдельным его частям
,
.

Модальные слова выражают реальность сообщаемого (конечно, действительно, безусловно, несомненно и др.) или его вероятность, возможность (наверное, возможно, вероятно, пожалуй и др.). Модальные слова не являются предикативными единицами, членами предложения. Обычно они употребляются в диалогах в качестве слова-предложения. Модальные частицы придают дополнительные смысловые или эмоциональные оттенки предложениям и отдельным словам. Они реализуются и как собственно-модальные: вряд ли, едва ли, авось, пожалуй и др., и в функции вопроса: ли, разве, неужели, и в модально-волевой функции: пусть, дай, давай, бы, ну, пускай и др. Хотя модальные слова лишены предикативности, однако они помогают в формировании предикативной единицы, соотнося содержание предложения к действительности как реальное или ирреальное.

2. Методы и принципы исследования

Объектом исследования в данной статье является лирика главного поэта Октябрьской революции. Предмет изучения – функции различных типов модальности в произведениях Маяковского. Актуальность исследования способов манифестации и функций разных типов модальности в лирике Маяковского обусловлена тем, что хотя в литературоведческом аспекте авторская модальность поэта изучена основательно, но с точки зрения лингвистики модальность в языке лирика не подвергалась рассмотрению. Новизна исследования состоит в самой постановке вопроса изучения полимодальности на примере поэзии Маяковского, которая ранее изучалась лишь с точки зрения литературоведения. По этой причине цель данной статьи заключается в анализе функций полимодальных структур в поэзии Маяковского, интерес к которой не ослабевает.

Теоретической и методологической основой работы послужили исследования модальности в отечественном языкознании

,
,
,
. Методы и принципы исследования функций модальности в поэтическом контексте включают в себя метод семантического анализа, состоящий в обозначении основных и периферийных компонентов семантики языковых единиц, и функционально-семантический метод, выявляющий прагматические характеристики поэтического текста. Принципы исследования включают учет не только функциональной нагрузки модальности, но и опору на культурные и социальные особенности как поэта, так и реципиентов. Изучение объективной и субъективной модальности на примере лирики Маяковского прежде всего позволяет обозначить способы формирования таких коннотативных категорий, как выразительность, интенсивность, образность и оценочность тех или иных языковых средств, создающих полимодальные структуры, а также их прагматический потенциал. Данное исследование позволяет взглянуть на поэтический дискурс с точки зрения семантики синтаксических категорий.

Материал для анализа полимодальных структур в поэтическом тексте Маяковского подбирался по принципу наиболее яркой манифестации субъективной модальности от более раннего периода творчества к более зрелому. Таким образом, были обозначены функции модальных категорий и способы их экспликации в разные периоды творчества поэта.

3. Основные результаты

Экспрессивно наполненный язык поэзии Владимира Маяковского модально маркирован при помощи как сегментных, так и суперсегментных единиц языка. Маяковский при формировании экспрессивного плана часто прибегает к тем или иным способам выражения модальности:

Скажите Москве – пускай удержится!

Не надо! Пусть не трясется! 

Отношение содержания высказывания к действительности протекает в приведенном отрывке из произведения поэта «Я и Наполеон» в ирреальной форме при помощи глаголов повелительного наклонения скажите, пускай удержится, пусть не трясется, которые усилены частицами с модально-волевым значением пускай, пусть. Частица пусть формирует повелительное наклонение глагола и вносит в предложение значение побудительности, волеизъявления. Также яркому проявлению модальности служит особая интонация поэтических строк, графически обозначенная при помощи восклицательного знака. Модальные рамки приведенного высказывания формируются формами императива, частицами и суперсегментным средством – интонационно. Вербальное и невербальное, переплетаясь, образуют модальный силуэт поэтического контекста

Дорогая! Давай простимся сейчас!

Все равно любовь моя – тяжкая гиря ведь –

Висит на тебе, куда не бежала б 

В этом примере разные средства проявления модальности способствуют созданию экспрессивности. Языковыми средствами выражения модальности в данном отрывке из стихотворения «Лиличка!» являются категория наклонения глаголов в первом и последнем стихе, а также интонация восклицания, интонация сожаления о том, что герои должны расходиться. Модальность реализуется как ирреальное действие, усиливаемое употреблением модально-волевых частиц б, давай, которые используются при принуждении к действию.

Гремит и гремит войны барабан!

Бросают за рабом раба на сталь штыка!

Когда же в лицо бросишь вопрос: за что воюем? 

Функция модальности в данном примере из стихотворения «К ответу!» состоит в придании языковым средствам интенсивности при проявлении поэтом недовольства о высказываемом, его оценке событий, происходящих в период гражданской войны. Поэт с возмущением обращается к солдатам, почему они не спрашивают: за что воюем? При выражении модальности в приведенных восклицательных и квеситивном предложениях большую роль играют интонация восклицания и порядок слов. Здесь нарушен прямой порядок, налицо противоречие актуального членения предложений смысловому, так как сказуемые вынесены в начало предложения как сообщающие новое. Такая рематическая позиция задает актуализацию стилистической функции акцентуации внимания на глагольном действии. В последнем стихе вынесение вопросительного слова в начальную позицию в обеих предикативных частях создает двойное квеситивное высказывание.

Тебе обывательское – о, будь ты проклята трижды!

И мое, поэтово – о, четырежды славься, благословенная! 

В произведении «Ода революции» поэт с возмущением пишет об обывателях, не поддерживающих революцию, и славит Октябрьскую революцию, называя ее благословенной. Модальное значение усиливается восклицательной интонацией антитетичных высказываний, формой глагола в повелительном наклонении, междометием О, которое в первом случае усиливает проклятие, а во втором выражает чувство радости, прославления. Субъективная модальность задается контрастным эмоциональным наполнением адъективов, междометий, а также предикатов (будь проклят – славься). Императивность поэтического контекста, в котором происходит переключение оценочности с отрицательной на положительную, способствует формированию субъективной модальности авторского плана. 

Долой мещанство и предрассудок!

Он рад умереть, экономя треть,

три года судиться рад:

И я, мол, не я, и она не моя,

и я вообще кастрат!

Употребление наречия долой в значении неприязни, лексический повтор личного местоимения в известном выражении с отрицательной оценочностью я не я, а также восклицательная интонация в предложениях с отсутствующим глагольным предикатом усиливают интенсивность субъективной модальности стиха. Субъективная модальность формируется в данном примере из стихотворения «Любовь» как лексически, так и интонационно. В третьем и четвертом стихе происходит четкая заданность интенсивного ритма при помощи слов, состоящих из одного слога. Таким образом, модальность возникает также посредством определенной ритмической организации, что характерно поэзии Маяковского в целом.

Сделай одолжение, а ну, давай!

Давайте работать до седьмого пота!

В коммуну душа моя влюблена

Модально-волевые частицы давай, давайте в приведенном примере из стихотворения «Послание пролетарским поэтам» выполняют функцию понуждения к действию, а восклицательная интонация служит усилению субъективной модальности. Повторная номинация частиц на стыке придает интенсивность синтагматическому ряду, формируя императивную модальность. Поэт сообщает о своей любви к коммуне, призывает всех работать засучив рукава. Чередование восклицательных предложений с невосклицательными передает чувство уверенности в победе коммуны, когда народ будет жить счастливо. 

– Вперед! – Де, – выше взвивайте красное знамя!

Вперед, переплетчики! А я – за вами.

– Орать «Караул!»

Модальное значение в произведении «Размышления о Молчанове Иване и о поэзии» формируется употреблением восклицательной интонации с побуждением, наречия вперед, частицей де и окриком караул. Поэт передает свое отношение к происходящему, призывая всех идти вперед, высоко подняв красные знамена, а не прятаться «в хвосте у событий, о девушках мямля?!». Глагол в форме повелительного наклонения выражает отношение говорящего к сообщаемому как ирреальному, создавая субъективную модальность.

Будьте прокляты! Пусть будет так!

Чтоб каждый проглоченный глоток

Желудок жег! Вспарывая стенки кишок! 

Модальное значение в произведении «Сволочи!» прежде всего формируется употреблением глаголов в форме повелительного наклонения: будьте прокляты, пусть будет так, чтоб жег, восклицательной интонацией и модально-волевой частицей пусть. Автор проклинает кулаков, спрятавших хлеб и оставивших народ голодным, называя их сволочами. Отношение поэта к сообщаемому носит ирреальный характер. Частица пусть образует повелительное наклонение глагола и вносит в предложение значение побудительности, волеизъявления. Восклицательная интонация дважды расчленяет сложноподчиненное предложение и выносит за его пределы придаточное цели и полупредикативную единицу, способствуя отсутствию паузы в конце стиха или, наоборот, образуя неожиданную паузу в середине стиха. Такое несовпадение смыслового членения с синтаксической организацией создает выразительные модальные рамки высказывания. 

Разворачивайтесь в марше!

Словесной не место кляузе.

Тише, ораторы! Ваше слово, товарищ маузер!

Клячу истории загоним. 

Левой, Левой, Левой! 

Отношение поэта к сообщаемому передано интонацией восклицания, интонацией уверенности в том, что история творится самим человеком, который смело шагает Левой! Поэт уверен в победе Октябрьской революции. Его оценка высказывания формирует субъективную модальность, которая передана не только глаголом изъявительного наклонения в форме будущего времени 1 лица мн. ч. загоним, но и порядком слов и указанной выше интонацией. В приведенном примере из стихотворения «Левый марш» использовано обращение товарищ маузер, которое в эллиптической конструкции разговорного стиля создает особый экспрессивный накал. Два обращения ораторы и товарищ маузер в одном стихе противопоставляются не только как одушевленное неодушевленному, но и как слово – действие. Антитеза «пустое, шумное – сжатая энергия» вместе со средствами вторичного семиозиса создают совершенно узнаваемую субъективную модальность высказывания Маяковского. 

Вымрет народ! Вымрет 20 миллионов человек!

Именем всех упокоенных тут –

Проклятие отныне,

Проклятие вовек

От Волги отвернувшим морд пустоту 

Модальное значение в стихотворении «Сволочи!» передано интонацией восклицания, интонацией возмущения (поэт пишет о страшном голоде в стране), частицей пусть, вносящей в предложение значение побудительности. В этом примере наблюдается инверсия:грамматическое или формальное членение предложений не соответствует актуальному или словесному членению, так как сказуемое, акцентирующее внимание читателя на обозначенном предикатом действии, вынесено в начало предложения, акцентируя внимание на обозначенном предикатом действии. Субъективная модальность усиливается также повторной номинацией

, актуализирующей следующий компонент синтагмы: отныне – вовек, народ – 20 миллионов.Также повторная номинация создает еще одно суперсегментное языковое средство, придающее определенность модальным характеристикам, – особую ритмическую организацию.

Давайте, товарищи, шагать в ногу!

Нам не надо брюзжащего лысого парика!...

Субъективная модальность в приведенном примере из произведения «Послание пролетарским поэтам» формируется при помощи интонации восклицания, интонации уверенности, формы инфинитива с коннотацией категоричности и модально-волевой частицейдавайте. Автор советует всем пролетарским поэтам шагать в ногу, т.е. поддержать советскую власть и подвергнуть критике врагов коммуны. Стилистической функцией модальности является экспрессивная: это призыв выступить против бюрократизма.

Оставьте! О нем это, об убитом телеграмма.

Ах, закройте, закройте глаза газет! 

Модальное значение при обозначении ирреально протекающего действия в произведении «Мама и убитый немцами вечер» передано интонацией восклицания, лексическим повтором императивного глагола закройте и междометием ах. Функция модальности заключается в передаче повеления, запрета автором сообщаемого.

Неужели и о взятках писать поэтам!

Берите, милые! Берите! Но только сразу,

Чтоб об этом больше никогда не писать 

В стихотворении «Внимательное отношение к взяточникам» Маяковский создает ироническое повествование, с присущим ему сарказмом обращаясь к взяточникам. Модальность выражена интонацией восклицания, ироническим тоном повествования, проявляемым в том числе и при помощи коннотативно маркированного обращения милые, лексическим повтором глагола в форме повелительного наклонения берите. Здесь содержание высказывания мыслится как ирреальное.

Убьете, похороните – выроюсь!

Об камень обточатся зубов ножи еще!

Собакой забьюсь под нары казарм! 

В данном примере из произведения «Ко всему» экспрессивную функцию модальности формирует бессоюзная конструкция с имплицированным значением условия, а также бессоюзное соединение однородных предикатов в первой части. Такая синтаксическая конструкция, характерная разговорной речи, придает интенсивность и выразительность языковым средствам

,
. Категоричность субъективной модальности в приведенных строках усиливают инверсия (особенно интенсивная во втором стихе) и средства вторичного семиозиса. Модальное значение передано интонацией восклицания, формой глаголов в повелительном наклонении (убьете, похороните, выроюсь, забьюсь). Названные глаголы выражают действие, которое мыслится как ирреальное.

Смерть двуглавому!

Каторгам в двери 

ломись,

когтями старые выев…

Пусть толпы в небо вбивают топот!

Пусть флоты ярость сиренами вырычут! 

Функция модальности в стихе из произведения «Революция. Поэтохроника» выражена интонацией восклицании, интонацией, выражающей радость: поэт призывает всех радоваться тому, что наконец совершилась Октябрьская революция, свергнут двуглавый орел. Модальность формируется при помощи глаголов в повелительном наклонении (ловись, пусть вбивают, пусть вырычут), модально-волевой частицы пусть и порядка слов (сказуемые отнесены в самый конец предложения как носитель наиболее важного в семантической структуре стиха). В данном примере поэт использует инверсию: порядок слов не соответствует грамматическому членению предложения.

4. Заключение

Функциональная нагрузка полимодальных структур в поэзии Владимира Маяковского создается при помощи всех компонентов грамматики поэтического дискурса, а не посредством лишь отдельных элементов грамматической организации. Это обусловлено тем, что грамматические категории становятся еще одним способом поэтического преобразования

,
.

Категория наклонения, времени, инверсия, модальные слова, модальные частицы, междометия, лексический повтор, вводные слова и словосочетания, обращения, антитетичные субъектные оппозиции я – они и различные типы интонации последовательно формируют в произведениях Маяковского полимодальные структуры. Модусным лейтмотивом его поэзии можно считать различные экспрессивно маркированные интонационные конструкции, последовательно эксплицируемые при помощи средств вторичного семиозиса. Полимодальность предикативным структурам в произведениях Маяковского часто придается противопоставлением актуального членения смысловому. 

В семантической структуре каждой предикативной единицы лирики изучаемого поэта субъективная и объективная модальности сосуществуют, способствуя созданию особого языка поэзии Маяковского и проявляя отношение поэта к высказыванию. Модальные рамки языка его поэзии в большинстве случаев формируются формами императива, частицами и суперсегментным средством – интонационно. Вербальное и невербальное, сегментное и суперсегментное, переплетаясь, образуют модальный силуэт лирики Владимира Маяковского. 

Метрика статьи

Просмотров:315
Скачиваний:3
Просмотры
Всего:
Просмотров:315